Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую в разных случаях зачастую разнолико называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Однако ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является верным и научно-обоснованным, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство адвокатов, юристов, следователей, судей по прежнему продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно таки часто рождаются ситуации, когда в адрес какого-нибудь учреждения, где имеются тоже бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки затягиваются в следствии неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: обочин, состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение автомобиля и иных участников на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и иных объектов по полотну автодороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия и другие негативные условия дорожной ситуации.

Для судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту требуется предоставить имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Скажем, в случаях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из Гидрометеоцентра в момент происшествия.